ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа социальной направленности разработана с учетом интересов и запросов родителей, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки.
Актуальность программы связана с проблемой плохо развитой мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.
Педагогическая целесообразность данной программы:
- Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет значение для развития интеллектуальных способностей.
-Ориентация на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей.
Задачи:
-Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов (произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия)
-Совершенствовать пространственные представления (ориентацию на листе бумаги)
-Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
-Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Возраст детей – 4-5 лет.
Сроки реализации образовательной программы- 1 год обучения, 1 часа в неделю – 32 учебных часа в год;
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей до 20 человек.
Продолжительность занятий: 1 раза в неделю по 20 минут.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
-Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
-Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
-Успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
-Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания