Пояснительная записка.
Программа имеет художественную направленность и разработана на основе программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика», Бурениной А.И. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия нацелены на общее гармоническое, духовное, культурное и физическое развитие личности ребёнка. Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.На занятиях созданы условия для укрепления физического и психического здоровья. В работе используется личностно-ориентированный подход к ребенку, учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности детей.В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало. Программа является актуальной на сегодняшний момент.Она составлена с учетом реализации информационной, обучающей, воспитывающей, развивающей, социализирующей, релаксационной функций дополнительного образования.В программе заложено использование эффективных разнообразных форм, методов и средств музыкального, эстетического и физического воспитания.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через игровые, музыкально-двигательные упражнения.Система работы предполагает вариативные формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества взрослого и ребенка.Программа содержит учебно-тематический план, рассчитана на 1 год обучения.
Цель: формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений у ребёнка, способностей, качеств личности.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
-совершенствовать двигательные навыки (правильную осанку, красивую походку);
-совершенствовать танцевальные движения (ходьба, бег, прыжковые, плясовые, имитационные движения);
-совершенствовать умение передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, метроритм и т.д.).
-расширить музыкальный кругозор, слушательский опыт;
Развивающие:
-развить двигательные качества (ловкость, точность, координацию движений, гибкость, пластичность, умение ориентироваться в пространстве);
-развить музыкальность, музыкальные способности (восприятие музыки, музыкальный слух, музыкальную память);
-развить творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку (творческое воображение и фантазию, способность к импровизации);
-развить психические процессы (эмоциональную сферу, восприятие, внимание, волю, память, мышление, лабильность нервных процессов).
Воспитывающие:
-воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в ее слушании, движении под музыку;
-воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку;
-воспитывать умение чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа и выражать это в пластике;
-воспитывать желание и умение сопереживать другим людям;
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы 3-5 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения, 1 час в неделю, 64 учебных часа в год.
Форма и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей, наполняемость до 25 человек. В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытия из учреждения и др.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
По окончании дети должны знать:
- основные движения: легкий бег, ритмичная ходьба;
- танцевальные движения: выставление ног, пружинки, повороты, движения в парах;
- понятие «круг» : маленький круг, большой круг;
Дети должны уметь:
- осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом;
- передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое-грустное, шаловливое-спокойное и т.д.);
- передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый -умеренно-медленный), динамику (громко-тихо), регистр(высоко-низко), ритм, различать 2-3- частную форму произведения (с контрастными по характеру частями);
- передавать в пластике музыкальный образ, используя разные виды движений:
-различного рода ходьба;
-бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ;
-прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой
-общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения на основе игрового образа;
-имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие образ, настроение или состояние;
-плясовые движения – простейшие элементы народных плясок, доступных по координации;
-самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом;
-начинать и заканчивать движение вместе с музыкой (развитие слухового внимания);
-выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх и т.д., т. е. контрастные по характеру настроения.