Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
-
Сопровождение опирается на психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
-
Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
- сохранение и укрепление здоровья детей
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка
- помощь (содействие ребенку) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
- выявление первичных возможностей развития
- развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению в ДОУ
- Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем,
- диагностика,
- консультирование (индивидуальное и групповое),
- развивающая работа,
- коррекционная работа,
- психологическое просвещение и образование.
Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в воспитательной работе.
На уровне ДОУ задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы детей осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
Анкетирование для родителей:
- «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
- «Готовность ребенка к школе».
- «Родитель – ребенок – детский сад».
- «Ваш стиль воспитания».
Психологические семинары- практикумы
- «Играя, укрепляем психическое здоровье»
- «Мы счастливы вместе».
- «О здоровье всерьёз».
Тренинги:
- «Ждет нас школа».
- «Тренинг родительской эффективности».
- Тренинг для педагогов и родителей в День открытых дверей «Страна Детсадия».
- «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни».
- «Когда в семье «тяжелые» родители».
- «В гармонии с ребенком».
- «Особенности взаимодействия с детьми раннего возраста».
Круглый стол с родителями (с использованием технологии сотрудничества)
- «Как играют наши дети?».
- «Детская агрессивность».
- «Профилактические прививки».
Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:
- информационные проспекты для родителей;
- памятки;
- буклеты.
С целью психологического просвещения родителей в приемных группах на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:
- – «Детские страхи».
- – «Причины детской агрессии».
- – «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад».
- – «12 шагов к адаптации новенького в детском саду».
- – «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду».
- – «Кризис трёх лет».
- – «Здоровье сберегающие технологии для занятий дома».
- – «Медлительный ребёнок».
- – «Ребёнок-фантазёр».
- – «Утомляемый, истощаемый ребёнок».
- – «Дети, в школу собирайтесь! Кризис семи лет».
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группах проведены:
- – праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки»
- – спортивные досуги «Мама, папа я спортивная семья».
- – экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».
- – совместный концерт детей,родителей и работников ДОУ
Документация:
1.Положение о психолого-педагогической службе
2.Должностные обязанности педагога-психолога
3.Паспорт кабинета педагога-психолога
4.Циклограмма. График работы
5.Согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение воспитанника
6.Отчет о работе педагога-психолога